Словарь настольного языка. Термины и определения

Словарь настольного языка. Термины и определения

Словарь настольного языка. Термины и определения

Список слов и понятий, которые вы часто можете услышать во время настольноигровых партий. Если вы — новичок, то некоторые термины для вас могут показаться странными и непонятными. Данный список может помочь вам справиться с возникшими трудностями.

Если вы считаете, что что-то описано неправильно или чего-то в этом списке не хватает и вы хотите дополнить его новыми терминами, то пишите в комментариях или отправляйте свои предложения через форму обратной связи на сайте.

А

Абстракт (абстрактная игра) — игра, без какой-либо темы либо тема искусственно притянута к игровому процессу. Примеры: шахматы, Го, Азул.

Амери (америтреш, игра американского стиля) — игры, т.н. «американской школы». Основными чертами можно считать чётко выраженную тему, постоянные и, часто, острые контакты между игроками, большое влияние случайности. Примеры: Ужас Аркжэма, Зомбицид, Спартак.

Ареа-контрол (Area Control, он же — контроль территорий) — игровой принцип, который предписывает игроку занимать ту или иную область на карте. При занятии территории и, если это удовлетворяет нюансам в правилах игры, считается, что игрок контролирует эту область. Примеры: Плоский мир, Иниш, Киклады.

Ассиметрия — различные стартовые условия для игроков. Это выражается в получении различных рас, кланов, набора экипировки и пр. Примеры: «Звёздные войны: Восстание», Раптор, Battlelore.

Аукцион — то же самое, что и жизни: игровые правила предписывают участникам делать ставки на тот или иной товар в игре. Примеры: For Sale, Остров Скай, Sultan.

Б

База (базовая игра) — игровой набор, который, как правило, поставляется изначально. Далее к базовой игре могут выпускаться дополнения.

Баланс — такое состояние в игре, когда игроки имея различные стартовые условия, различные игровые тактики, не имеют видимого преимущества друг над другом. В таком случае игру называют «сбалансированной». Особо ценное свойство для любой настольной игры.

Банк — игровое хранилище для денег, ресурсов и других элементов в игре. Как правило, не принадлежит ни одному игроку. Взаимодействие игроков с банком регламентируется правилами игры.

В

Варгейм (wargame или военная игра) — игры, имеющие в своей теме бои, войну и вооружённые конфликты. Могут отражать в себе стычки небольших групп воинов до масштабных баталий. Тематика варгеймов бывает различной — от фэнтези до реальных исторических событий.

Вовлечённость — время, которое игрок проводит непосредственно в игре и не является наблюдателем, ожидая своего хода, пока играют другие.

Г

Геймплей (gameplay) — непосредственно, сам игровой процесс. То, как протекает игра.

Гэйтвэй (gateway, она же «вводная» или «начальная» игра) — те игры, при помощи которых новички входят в хобби настольных игр. Как правило, это простые, но очень интересные игры, примеры: Билет на поезд, Каркассон, Катан. Что примечательно, у разных людей могут быть разные гэйтвэи, кто-то может начать играть со сложных игр.

Гекс — 6-угольный участок поля. Гексы могут быть как отдельными кусочками, так и нарисованными на самом поле. Пример: Катан

Гик — сильно увлечённый человек в каком либо деле или хобби.

Д

Даунтайм (downtime, оно же — ожидание) — время ожидания игроком своего хода. Задержки могут происходить по разным причинам: долгое обдумывание своего хода другими игроками, особенности игры и пр.

Декбилдинг (deck building, оно же — построение колоды или колодострой) — принцип, при котором игроки во время игры формируют свой собственный набор карт (т.н. свою колоду), набирая наиболее подходящие или какие попадутся, карты из общей колоды. Далее игроку приходится играть при помощи этой колоды. Примеры: Большой западный путь, Кланк, Доминион.

Доп (дополнение к игре) — дополнительные модули к игре. Как правило, абсолютно неиграемы без базовой игры.

Дуэльная игра — игра рассчитанная строго на двух человек. Примеры: Раптор, 7 Чудес Дуэль, Затерянные города.

Драфт — принцип, при котором игроки, получая из колоды определённое количество карт, выбирают себе одну (чаще всего), а остальные передают своему соседу справа или слева (зависит от правил). Этот процесс повторяется до тех пор, пока передаваемых карт не останется. Примеры: 7 Чудес, Иниш, Кровь и ярость.

Е

Евро (еврогейм, евроигра) — как правило, это игры, в основе которых заложен просчёт и планирование своих действий. Тематики в таких играх очень часто — торговля, экономика, строительство и другое развитие своего мира. Влияние случайности в таких играх — минимально, хотя и случаются исключения. Примеры: Стамбул, Проект Гайя, Каменный век.

Ж

Жетон – плоская фишка в игре, выполненная из картона, дерева, пластика, иногда из металла.

З

Зиплок — плотно закрывающийся полиэтиленовой пакетик. Используется для хранения компонентов игр. Как правило, вкладывается в коробку производителями игр.

И

Игра для вечеринок (пати-гейм, от party game) — развлекательные, часто, шумные игры, как правило, для большого числа игроков. Как правило, такие игры проходят в весёлой обстановке, их правила имеют простой объяснение. Примеры: Гномы-вредители, Алиас, Диксит.

Игра на карточном движке — игра, в основе которой лежит одна или несколько колод карт. Взаимодействие и действия игроков согласно накопленным или сыгранных карт являются основным механизмом в игре.

К

Казуальная игра (казуалка) — игры, которые рассчитаны для широкого круга игроков. Как правило, это лёгкие правила, красивое оформление, отсутствие агрессивных действий по отношению к оппонентам.

Кингмейкер (kingmaker — букв. «создатель короля») — игрок, открыто подыгрывающий другому, с целью, чтобы тот победил.

Кинь-двинь — игры, в которых основной механизм рассчитан на то, что нужно просто бросать кубик и передвигаться на соответствующее число полей.

Колодостроение — он же — «Декбилдинг», см. выше.

Контроль области — он же — «Ареа-контрол», см. выше.

Кооперативная игра — игровой процесс, в котором игрокам предлагается совместно решать одну общую задачу. Как правило, выигрыш либо поражение в игре — общие. Другими словами можно назвать «командная игра».

Костыль — доработка в правилах игры. Иногда бывает так, что требуется внедрить какое-либо исправление в игру, которое, как кажется вводящим такие исправления, улучшает игру. Бывает субъективным и объективным.

Кубомёт — бесконечное бросание игральных костей. Порой случается так, что игра требует постоянных бросков кубиков, что может раздражать игроков. Употребляется в негативном контексте.

М

Механика (в игре) — по сути, правила, по которым работает сама игра. Вместо «механика» можно назвать термин — «механизм». Т.е. то, по каким принципам происходит игровой процесс.

Миниатюра (минька, она же — фигурка) — фигурки персонажей, монстров и пр., которые присутствуют в игре.

Мипл (от «my people» -> meeple — «мои люди») — человечки в любой игре. Пошло от легендарной игры «Каркассон».

О

Очки действия (action points, экшен пойнты) — иногда, согласно правилам некоторых игр, у игрока есть определённое число действий. Каждое из этих действий называется «очком действий». К примеру, у игрока есть 4 очка действий, он может сходить на 2 шага, затратив на это 2 действия, зарядить оружие — потратив ещё одно очко действия и произвести выстрел — ещё одно действие. Итого: шаг + шаг + зарядка оружия + выстрел = 4 очка действия.

П

Пати-гейм — то же самое, что «Игра для вечеринок», см. выше.

Победные очки (ПО) — очень часто в играх идёт борьба за баллы, начисляемые за определённые заслуги. Баллы = победным очкам (ПО). Полная аналогия с очками, которые получают, к примеру, в спорте.

Победные условия — большое многообразие игр предлагает большое разнообразие способов в них победить. К примеру, часть игр предлагает заработать определённое количество ПО, кто первый — тот и победитель. Другие игры предлагают игрокам взять контроль над определёнными областями и пр. В общем, выполнив «победные условия» вы побеждаете в игре.

Поломанный (баланс, правила, к примеру) — иногда игрокам кажется, что некоторые игры имеют явные недостатки в правилах или в балансе между оппонентами. Такие недостатки могут быть объективными, если разработчики что-то не учли в правилах. Как пример можно привести футбольный матч, в котором с одной стороны играют чемпионы мира, а с другой — школьная команда. Можно сказать, что «баланс сломан».

ПНП (Print and Play, дословно — «напечатай и играй») — производство настольных игр своими руками. Как делать: скачиваются материалы со сканами игр, далее — печатается на принтере, нарезается — играется. Более подробно можно почитать в этой категории, с примерами и подробным описанием процесса.

Р

Размещение рабочих (worker placement) — игровой принцип, при котором основной механикой является распределение своих человечков на разных участках поля, которые, в свою очередь, дадут различные ресурсы, пищу или победные очки. Можно объяснить тем, что ваши рабочие идут на работу и извлекают какую-то выгоду от занимаемого ими пространства.

Рандом (случайность) — случайность, которая возникает в игре. Может работать на выбрасываемых значениях кубиков или картах.

Реиграбельность — то, как часто можно играть в ту или иную игру без повторяемости игрового процесса. Как правило, большая реиграбельность — хорошо, маленькая — не очень.

Рука — карты, которые находятся у вас на руках, т.е. те карты, которыми вы можете распоряжаться во время игры.

С

Сброс (он же — отбой) — в сброс помещаются карты, которы уже сыграны в игре. Иногда, согласно правилам, карты из сброса могут возвращаться в игру.

Семейная игра (Семейка) — зачастую, красивые, несложные, не сильно агрессивные и с интересной тематикой игры. Созданы для приятного времяпровождения в семье. Пример: Эволюция, Каруба, Какао.

Скирмиш — вид варгейма («Варгейм», см. выше — «Военная игра»), воспроизводящий быструю немасштабную схватку (стычку). Противопоставляется другим варгеймам с масштабными полями боя или вообще театром боевых действий на несколько регионов. Неважно, в вымышленном или невымышленном виде.

Соло-игра — игра для одного игрока. Сложность и тематика — различны, от простых абстрактных: Карточные пасьянсы, до сложных тематических: Робинзон Крузо (могут играть от 1 до 4 человек).

Сухая игра — игра, тематика в которой не сильно ощущается и присутствует сильный просчёт действий, что не нравится некоторым игрокам. Зачастую такие ощущения являются чисто субъективными.

Сценарии — в некоторых играх авторы прописывают определённые сценарии, по которым развивается сюжет игры. Игроки должны следовать этим сценариям, проходя от цели к цели.

Сырая игра — термин употребляется по отношениям к играм, в которых правила и игровой процесс имеют недоработки и изъяны. Исправляется хоумрулами (см. ниже), костылями (см. выше).

Т

Тайл (tile — плитка) — отделяемые игровые элементы, из которых обычно составляется поле. Чаще всего — квадратные (Каркассон), шестиугольные называются «гексами» (Катан). Бывают сложной формы (Иниш).

Тайные цели — в некоторых играх у игроков бывают свои цели в игре, которые они должны держать в секрете от других. Выполнение тайных целей, как правило, приводит к победе. Пример: Сопротивление, Гномы-вредители, Мёртвый сезон.

Ф

Фиддлинг (fiddle — букв. «вертеть в руках», «возиться») — постоянное перекладывание в процессе игры игровых компонентов: карт, жетонов, фишек ресурсов и пр. Зависит от самой игры. Как правило, игры с «высоким фиддлингом» раздражают игроков.

Филлер (to fill — заполнять) — небольшие игры с простыми правилами и с недолгим временем партий. Считается, что филлерами можно заполнить время, когда вы кого-либо ждёте, между партиями более серьёзных игр.

Х

Хардкор (hardcore — твёрдый) — сложные игры для бывалых игроков.

Хоумрул (home rule — домашнее правило) — они же «костыли» (см. выше) — правила, вводимые игроками для устранения, как им кажется, слабых мест в игре. Иногда такие правки позволяют исправить поломки в игре.